Народному хору русской песни "Орловия" Дворца культуры сталепрокатчиков — 35 лет. На сегодняшний день это один из немногих сохранившихся с доперестроечных времён хоровых коллективов города, поющих в так называемой народной манере.
Мне пришлось в своё время быть его создателем и руководителем в течение двадцати четырёх лет, но приписывать себе жизнестойкость и творческое долголетие любимого детища, отношения с которым поддерживаются на правах отца, покинувшего однажды семью, не собираюсь. И хотя иногда нет-нет да и шевельнётся в глубине души червь самолюбия: мол, твоё имя теперь поминают только в прошедшем времени, но его тут же подавляет порыв благодарности тем, кто в трудную годину оказался рядом с певцами и не дал коллективу исчезнуть с музыкальной карты Орла подобно многим другим, процветавшим в советские времена под крылом того или иного предприятия. О Валентине Ивановне Копиль, как она сама выразилась, "сроду никто не писал". Наш брат газетчик уж если облюбует какой огород, то будет годами окучивать и питаться с его грядок. Устраняя несправедливость, я пишу сегодня о скромной, незаметной, но кропотливой труженице на нелёгкой ниве российской культуры.
Художественным руководителем и дирижёром народного хора русской песни "Орловия" Валентина Копиль стала девять лет назад. Но фактически она связана с ним на протяжении всех 35 лет существования и с полным правом может считать себя одним из его создателей — мамой, как уважительно говорят о своём руководителе участники.
Мы начинали работать с ней в клубе сталепрокатного завода в 1972 году, будучи ещё студентами-заочниками дирижерско-хорового отделения Орловского музыкального училища, и организация хора была делом чести ещё не оперившихся специалистов. Дворца культуры в микрорайоне СПЗ тогда и в помине не было, его роль выполняла бывшая котельная жилого района, приспособленная под клуб (в настоящее время это помещение служит православным храмом). Тем не менее, культурная жизнь в "котельной" бурлила, и Валентина Ивановна — а её сразу стали величать по имени-отчеству — как художественный руководитель, образно говоря, не вылезала из заводских цехов в поисках талантливых певцов, танцоров, музыкантов. Это было время расцвета народного творчества, и в каждом цехе, а насчитывалось их больше двадцати, была своя художественная самодеятельность, свои "звёзды" эстрады. Лучшие из них приходили на репетиции в клуб. Когда появился через несколько лет прекрасный Дворец культуры, то уже не было проблемы, кем заселить его огромные площади, чтобы творить во славу не только родного предприятия, города, области, но и России.
Но так уж получилось, что, будучи непосредственно причастной к бурной жизни крупнейшего очага культуры Орловщины, Валентина Копиль в силу своей скромности всегда уступала дорогу более напористым, выполняя чаще так называемую черновую работу и оста-ваясь в тени.
— Она по складу своей натуры — трудолюбивая пчёлка, — говорит о Валентине Ивановне директор Людмила Юрьевна Никитина. — Дворец для неё не просто место работы, это второй дом, в котором она проводит большую часть своей повседневной жизни. Пел в хоре муж, дети выросли здесь. Старшая Юля была участницей ансамбля "Родные напевы", а младшая Оля свои первые ноты извлекала на стареньком пианино в хоровом классе. Как одарённый ребёнок, была принята в музыкальную школу-десятилетку при Санкт-Петербургской консерватории, затем получила высшее образование и сейчас преподаёт в этом знаменитом музыкальном учебном заведении.
Кроме руководства коллективом, по словам директора дворца, на плечах Валентины Ивановны немало общественной нагрузки, нести которую бесплатно молодёжь сегодня привлечь не так-то просто. Энтузиазм, увы, уже не в моде, а за тридцать пять лет работы на одном месте эта безотказная женщина была свободна от общественных дел разве что во время отпусков. У работников культуры, как и в любом другом трудовом коллективе, есть свои праздники, дни рождения, юбилеи, кого-то надо проведать и поддержать во время болезни, кого-то утешить в горе, а с кем-то разделить радость. Для любого руководителя люди, подобные Копиль, это бесценный клад. Она ведь совестлива, внимательна, переживает за дело, не требуя за него вознаграждения и не жалуясь на нехватку времени.
"Орловия" на сегодняшний день является одним из самых востребованных творческих коллективов Дворца культуры орловских металлургов. Его репертуар и яркие эмоциональные выступления нравятся людям всех поколений, несмотря на то, что певицам в основном за сорок. Более тридцати лет радуют своих поклонников прекрасные солистки хора Валентина Навлева, Любовь Дьячкова, Галина Иванова, частушечница Тамара Гомзикова. Не мыслят свою жизнь без песни ветераны Таисия Николаевна Богачук, Алла Степановна Баталова, Алла Григорьевна Хомутова, Александра Ивановна Ставцева, Капитолина Сергеевна Киселева.
У хора есть прекрасная аккомпанирующая группа — инструментальный ансамбль "Родные напевы" под руководством заслуженного работника культуры РФ Владимира Воронцова.
Проблемой на сегодняшний день является отсутствие мужских голосов, и как следствие — потеря мощности звучания и дополнительных красок.
— К сожалению, — с грустью констатирует Валентина Ивановна, — мужчина-певец в коллективах подобно нашему — исчезающий вид, пора заносить в Красную книгу. Не понимает наш сильный пол того, что петь в хоре лучше, чем пить губительное зелье: пение продлевает жизнь и сохраняет молодость души и тела.
Думаю, что мужчинам стоит прислушаться к совету женщины, знающей не понаслышке о благотворном воздействии хорового пения. Тридцать пять лет для творческого коллектива — возраст зрелости, но никак не старости. Как нет возраста у русских народных песен, так не стареют душой и их исполнители. "Орловия" и её руководитель Валентина Ивановна Копиль — яркий пример вышесказанного. С юбилеем вас, девчата!
Виктор САДОВСКИЙ.
На снимках: Валентина Навлева и Валентина Копиль; хор "Орловия".
(По материалам газеты "Орловская правда" от 20 марта 2007 года.)